ПАТРИОТИЗМ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

 

обращение Гильдии кинодраматургов

 

Союза кинематографистов России

 

ко всем заинтересованным лицам

 

 Обозначившийся раскол российской творческой интеллигенции на почве политических разногласий – проблема не менее серьезная, чем экономический кризис. Кризисы приходят и уходят, а интеллигенция остается. Духовные скрепы невозможно насадить как картошку при Екатерине: они могут стать лишь предметом общественного договора - тем, что объединяет людей на прочной основе гражданского согласия.

 

 Гражданское согласие - высшее воплощение патриотизма. Он изобретен не в России: патриотизм вдохновлял создателей греческих полисов, римского права и Декларации независимости. Можно шельмовать это слово, но нельзя отменить любовь к родине и потребность её выражать.

 

Вспомним Чаадаева: “Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной”. Так и кажется, что эти слова вписываются в круг мыслей, которые могут способствовать вкладу кинодраматургов в оздоровление и развитие России.

 

Наше общество как никогда нуждается в смягчении нравов. Проблемы, которые стоят на пути к этой цели, надо формулировать, не обходя острых углов. Замалчивание и сглаживание не способствуют результату. Наша работа – не в очернительстве или украшательстве, а в обнаружении смыслов, которые могут способствовать взаимопониманию самых разных людей.

 

Известно, что интерес российских телезрителей к отечественному телепродукту превосходит интерес к телепродукции иностранной. Что дальше? Какие особые смыслы должны изобрести российские сценаристы? А, может, не искать черную кошку в тёмной комнате, а просто включить свет? Посмотреть вокруг, увидеть и показать нашу подлинную жизнь во всем ее богатстве и противоречиях? Только это может стать вкладом российского кино в мировую культуру. Мы существуем в общем пространстве гуманистических ценностей, и наша задача – воплощение национального своеобразия в общечеловеческом контексте.

 

 Своей программой-максимум мы считаем культурную экспансию России. Когда не единичные истории наших режиссеров покоряли бы международные кинофестивали, а российские сериалы демонстрировались зарубежными телеканалами. Эта задача не кажется нам утопической. Пути ее реализации лежат и в совершенствовании государственной культурной политики. Сегодня ее целями провозглашены укрепление гражданской идентичности и создание условий для воспитания граждан. Применительно к нашему цеху мы видим решение этих задач в развитии драматургического мастерства.

 

Мы призываем отнестись к государственной поддержке не как к системе раздачи грантов по приоритетной патриотической тематике, а как к задаче поддержки и развития драматургического мышления, в основе которого - не изобретение красивых сказок, а осмысление существующей реальности в позитивном ключе. Основа драматургии – конфликт. Но суть драматургического конфликта, как и любого кризиса, не в бесконечной конфронтации, а в возможностях, которые он открывает для самых неожиданных путей преодоления препятствий, казавшихся безнадежными.

 

Модели поведения и нравственные примеры современных киногероев должны быть близки каждому гражданину России. Настоящий патриотизм и есть преодоление препятствий. Он    в способности и готовности брать на себя ответственность. Патриот - это человек, который спрашивает себя, что он может дать своей стране. Обратим внимание, как умело Голливуд транслирует высокие патриотические смыслы, объединяющие нацию. В России этого почему-то принято стесняться: кино отдельно, а патриотизм – отдельно. Не будем воспринимать патриотизм как некий маркер политических убеждений: он взывает к объединению, а не разобщению страны.

 

Россия – не карта, а живая земля, и люди, которые на ней живут. Все разные, только история у нас одна. Воспитание – одна из форм сбережения народа. Работа драматурга – изучая и сострадая, через судьбы самых разных героев показывать, что радости и беды у нас общие; учить людей понимать друг друга, чтобы каждый из нас был вправе повторить за поэтом:

 

И долго буду тем любезен я народу,

 

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

 

Что в мой жестокий век восславил я свободу

 

И милость к падшим призывал.

 

 Наше общество нуждается в диалоге. Хорошо решать проблемы не за счет друг друга, а помня, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этим обращением мы хотели бы начать профессиональную дискуссию о том, какие истории нужны нам сегодня. Не тематика определяет содержание произведений, а драматургический подход. Один и тот же сюжет может стать и бессмысленным пропагандистским клише, и воплотиться в сложную историю, в которой многообразие человеческих правд соединится с главным – с тем, с чего начинается родина.